Итак, начнём отчет о бане Рамунаса. Притом о бане Рамунаса, как о строении, пригодном для проведения банных(очистительных) процедур, так и о бане как процессе (то есть о самих очистительных процедурах).

Предисловие

В конце 2015 года я принял решение о строительстве нового дома для постоянного проживания на своём участке. По моему уразумению, без любимой мной бани (ремарка, что в тот момент для меня баней было строение где можно было много чего делать из очистительных, околоочистительных и противоочистительных процедур, иными словами, как у большинства современников, неосознанное расплывшееся сумбурное представление). Сформировав требования под строение я не смог найти удовлетворяющего проекта в интернете, и, освоив с помощью друзей «чертилку», принялся проектировать эскизы. Переработав 26 эскизов с различными модификациями, и удовлетворившись крайним решением, к осени 2016 я должен быть залить и нагрузить фундамент. Но, за три недели до планируемой заливки, и за полторы недели до установки несъёмной опалубки я остановил стройку. Причина была такова: в выбранной парилке меня не удовлетворяла принятая заранее мной проработанная структура вентиляции, и, сидя в интернетах и изучая решения, мнения, споры, вдруг, мне попалась ссылка в каком-то форуме с содержанием типа «да надо по Рамунасу делать вентиляцию». В интернетах нашел обсуждения на форумхаусе(далее углубился в изучении его веток и на других ресурсах), что для меня было несколько неожиданно,- ведь мне представлялось увидеть какую-нибудь общеизвестную монументальную монографию советского времени, снип/гост или что-то такое фундаментальное и общеизвестное. Где вентиляция там и общий расклад бани, для понимания процесса который пришлось изучать. И вот оно — в голове, еще не вмещающей в себя «еретические» факты типа «45 градусов на полоке» и вместе с этим «ядрёного парения», произошел щелчок, что баню (часть строения в моём случае) я вообще по факту не проработал а имею хрен пойми что и хрен пойми для чего, занимающее в общей сложности добрую часть площади и влияющие на другие помещения и строения в целом. Дом это система, а одним из свойств системы является связность: изменение одного элемента системы влечет изменение всей системы целиком. Так же и дом: если мы меняем структуру помещения/ий дом терпит изменения. Я принял решение, что пока не доподлино решу вопрос с баней (остальные узлы, благо, ввиду большей простоты предъявляемых мной требований были решены давно), стройка «дома мечты» продолжаться не может. И тут начались естественные сомнения: стереотипы не давали веры в некоторые описанные Рамунасом феномены, а вопросы технической реализации или функционального назначения путали мои представления. Тем не менее я был наполнен энтузиазмом и верил, что смогу разрешить свои сомнения и утвердить (или отбросить как ересь) проект по Рамунасову раскладу, когда сам всё увижу, посмотрю, почувствую. Я вышел на связь с Рамунасом и, найдя возможность в своём графике, купил билеты и полетел к нему 21 декабря 2016 года.
«неправильные» эскизы и планы проектов выкладывать не считаю нужным, ибо чего дурному других учить.

Цель поездки

После изучения реализации Рамунаса по доступной в интернете информации я рассуждал так: допустим, что строение (баня) по раскладу Рамунаса (как эталон можно взять его известную баню-пирамиду) хороша, продумана, удобна…, но строение баня (да, именно Рамунас своими банными проповедями на форумах в интернетах промыл мозги сепарировать «баню») является местом проведения банных процедур. И самый фундаментально-определяющий вопрос для меня был: Что именно за банные процедуры проводятся (могут проводиться) в строении «баня» выполненной по раскладу Рамунаса? Следующий связанный вопрос: а пригодны ли для меня такие процедуры? И третий вопрос, который может поставить финальный знак: хочу ли я иметь такую баню (в смысле строения и смысле возможности проведения процесса с такими процедурами)?
Итак, целью поездки было определение банных процедур и деталей их реализации в строении «баня» выполненной по раскладу Рамунаса с субъективной оценкой для принятия решения реализации бани на собственной земле.

Задачи поездки

Задачи были естественно выражены из цели поездки

  1. Определение банных процедур
  2. Оценка растопки печи и технических деталей с точки зрения эффективности\
  3. Поиск ответов на возникшие вопросы у автора расклада
  4. Субъективная оценка приемлимости процедур
  5. Оценка приемлимости в моём случае конструкции печи и строения в целом.

Ожидаемые результаты

Не могу не сказать, что ожидаемым результатом являлось удовлетворение от приятного время препровождения в процессе бани, но впереди, я опишу, что ожидаемые результаты не совпали с реальностью. Реальность оказалась существенно насыщенней и приятней.

В отзыве я попробую рассказать о проводимых процедурах и основных точках внимания на субъективных ощущениях.

В первую очередь, нужно сказать, что разбор полётов и моё протоколирование осуществлялось с утра на следующий день после бани, и, на моё удивление, я не мог вспомнить детали, и даже некоторые существенные элементы процедур прошедшего вечера: всё слилось в моём сознании в единое «облако» приятных ощущений и релаксации.

Я пробовал изложить всё сам, но Рамунас постоянно меня поправлял, говоря, например:

«А вот «банный парус» делали»?

А я говорю:

«Да, да, да, точно, после этого же было так, почему же я забыл?».

А после Рамунас добавлял, не давая высказать первым мне, описание ощущений которые сопровождают ту или иную процедуру в определенные ключевые моменты времени. Нужно сказать, что почти всегда получалось, что при описании им ощущений «я говорил его устами», иногда находя иные, близкие для меня, эпитеты.

Тут уж не удивительно: физиологически мы все одинаковы, и ощущения испытываем так же одинаково, за разницей, что кому-то нужно больше «поддать», кому-то поменьше.

А Рамунас, как опытный банщик и рассудительный человек, прекрасно знает что делается, как делается, зачем делается и какими ощущениями сопровождается в банном процессе. Тут-то, на утреннем разборе полётов, в полной мере в голове утвердилась реализованная Рамунасом в его раскладе парадигма «Безопасно — Удобно — Приятно», и это не пустые слова, а реализованные фундаментальные критерии процесса.

Итак, приступаю к описанию процедур.

Первый заход

Первый заход, как бы для начала отмокания кожи (помним, что цель всего происходящего — очищение, а для этого кожу нужно размочить/распарить). Заход осуществился примерно через два часа после протопки: печь настоялась, парная прогрелась. Каменка и бак открываются примерно за пол часа до захода, переводя парилку в легкий парилочный режим.

Зайдя в парилку я лег на удобный полок с использованием приспособлений подголовника-подспинника

 

и держателя ног, поднимающего ноги на уровень согнутых колен, переводя тело в позу лыжника.

В такой позе поясница ложиться на теплый полок и спина полностью прилегает к нему, находясь в расслабленном состоянии.

Поднятие ног имеют ещё и иную задачу — больший прогрев должен осуществляться с более холодной частью тела (именно ногами), при этом, в процессе прогрева ноги «предупреждают», «готовят» всё тело к процедурам.
После непродолжительного первого лежания в атмосфере теплого воздуха без жара Рамунас сделал взрыв первого пара, заинтриговав предварительно фразой

«а сейчас мы позовём ещё одного участника, приходящего на первый пар. Это дух Банник. Он открывает дверь и, хулиганя, щикотит пальцы».

Взорвав всего около двухсот милилитров воды в этой немаленькой парилке, Банник вышиб дверь, и почти сразу после этого начал щикотать пальцы на моих поднятых ногах. И это при том, что в парилке работает постоянно вентиляция. Меня впечатлило, приятно впечатлило.
Следом за этим последовало описанное уже другими людьми ощущение покрытия теплым одеялом. Я подтверждаю, это приятное ощущение нельзя как лучше описывается именно постоянно накрывающим твоё тело теплым одеялом. Через некоторое время, ощущая благоприятное тепло везде, по инициативе Рамунаса я приподнял поясницу и просунул под спину руку. Рукой я ощутил холод,- поверхности тела открытые для «одеяла» существенно сильнее нагрелись от конденсации. Важная точка внимания для осознания влияния микроклимата в парилке на тело в процессе процедур.
Следующая процедура — чесание вениками — началась когда появилось ощущение зуда и сопутствующее ему желание почесать то или иное место. Ощущение сопровождает состояние отмокания загрязнений на коже. Важно отметить, что тут именно применялось «чесание», проводя венники по касательной, а не битье.
После было предоставлено ощущение «благодати» (согласен с применением этого слова). Технически данный этап реализуется закрытием крышки бака. Ощущение теплого одеяла сменяется теплым воздухом, охлаждающим нагретое конденсацией тело. Еще раз, обращу внимание, кайфовый теплый охлаждающий воздух!
В конце захода было обливание теплой (ок. 25 градусов целсия) водой для снятия нагрева, с которым на протяжении всей бани идёт непримеримая борьба.

Процедуры в первом заходе заняли примерно столько времени:

Примечание: Богатство ощущений несколько сносит восприятие времени: ощущается большая продолжительность процесса, хотя на деле это масштаб минут. По этой причине считаю необходимым и показательным указывать масштаб реального времени на каждую из процедур.

Первый заход является самым продолжительным, так как требуется достичь первоначального размокания кожи. Но не временем мериться этапность процедур, а субъективными ощущениями, так что как только приходит мысль о том что можно и выйти через минутки две, нужно сразу выходить, не достигнув пресловутого перегрева.
На этом заходе, в начале, Рамунас показал отличный и простой способ определения влажности: обратная поверхность руки смачивается теплой водой, рука вытягивается и смоченная поверхность поворачивается в сторону лица. Осуществляется дуновение. В случае если ощущается прохлада, влажности недостаточно (описанное чувство сопровождает процесс испарения). Вот как, и никаких приборов, а на языке собственного тела!
Важно, что перед выходом с первого захода каменка прикрывалась, готовя парилку к процедурам второго захода.

Отдых после первого захода.

После захода отдыхали с поднятыми ногами (благо, возможность закинуть ноги есть почти на каждом лежащем месте).

 

Немного отлежавшись Рамунас одарил ощущениями проникающей акустической вибрации с помощью медной тибетской чаши. Вы знаете что такое «Русский балдежь»? И я не знал. А это когда клиента бьют по балде, и он балдеет. И тут медная тибетская чаша начала вибрировать после удара на моей голове. Особые и, безусловно, приятные ощущения, способствующие к общему расслаблению. А почему «русский», спросите Вы? Всё очень просто, потому что

«балдежь» – русское слово.

Но расслабление было не бесконечным. Тибетская чаша коснулась ногтя на моей ноге, и, как от удара электрическим током я в мгновение взбодрился и стал готов к продолжению процедур. Настало время второго захода.

Примечание: тибетская чаша, как бы к бане и цели процедур не относится напрямую, но является неким бонусом способствующим второстепенному аффекту в виде расслабления и насыщенности палитры приятных сопутствующих ощущений.

Второй заход

Второй заход в парилку с предварительно подготовленным микроклиматом через закрытие каменки в конце первого захода, знаменуется солевыми процедурами. По собственным ощущениям решаем хочется ли больше тепла или влажности (о способе определения влажности с помощью руки описано выше). После увлажнения производятся солевые процедуры: натирание влажной(!!!) кожи солью. Переворачиваясь на живот очень уместно используется подножник с тканью, расслабляющий тело, устраняя проблему расположения ступней. По ощущениям после натирания увеличивается тепло на теле, за счет увеличения интенсивности конденсации, и тело начинает «бежать» сперва каплями, быстро сменяющимися маленькими ручейками. Капли начинают падать на пол с интенсивностью от двух до пяти капель в секунду. Тепло перерастает в приятный жар. Лежиться так до первой мысли «освежиться». В этот момент «солёный» выходит на улицу и обливается более прохладной, чем в первом заходе, но всё же теплой водой, смывая со своего тела соль. На улице, ввиду разности температур воды и окружающей среды, успевшей воздействовать на поверхность тела, вода кажется особенно теплой и приятной при обливании.
Процедуры во втором заходе заняли примерно столько времени:

По ощущениям кожа стала «особенно чистой», не знаю, как можно описать более понятно и подробно, но в тот момент ощущается просто особая чистота. Немного спустя дополняется ощущением, что эта моя «особенно чистая» кожа начинает дышать.

Отдых после второго захода

В этом отдыхе так же ощущения созерцания были дополнены банной фишкой. Рамунас называет её «банный парус». Мелочь, скажете Вы, прочитав описание, но мелочей в процессе не бывает, а простота реализации и мнимая очевидность нисколько не нивелируют самого главного — ощущений. Итак, полотенцем начинает махаться над лежащим человеком (для большей релаксации уже по обычаю поднявшего ноги, – прим. автора), обдувая тело теплым сухим воздухом, после чего полотенцем покрывается человек, и, чувство расслабляющей прохлады сменяется ощущением заботливого тепла. Шик.

Третий заход

В третьем заходе бак и каменка открыты, устанавливается парилочный режим.

На первом парении в этом заходе немного добавляется пара, по ощущениям, для небольшого контраста. Начинается парение с использованием веников, в том числе с возможностью подложить смоченный в прохладной воде веник под или на лицо, в зависимости от положения тела — ощущение свежести и приятной прохлады. Именно парения а не бития: веники всегда идут по касательной . Через одну-две минуты кожа прогревается и идёт очередная подача для увеличения влажности. Тут всё регулируется только ощущениями самого человека: хочется поядрёней — поддать, не хочется — не надо…

Все это продолжается до желания освежиться или невольного произношения пароля «Ой!».

Для снятия перегрева веники опускаются в прохладную (заостряю внимание, что не холодную, а именно прохладную) воду и человек окрапывается прохладой с веников с ног до головы. Важно, что как и с прогревом, так и с любыми иными процедурами начинать надо всегда с ног, так как воздействие на ноги готовит и все остальное тело к грядущим воздействиям. В моём случае данная процедура повторялась два или три раза. Процедура заканчивается на ощущении прогретого нутра, «кости потеют», как описывает Рамунас. В таком состоянии, состоянии «достаточного нагрева», нужно охладиться, прыгая кратковременно в прорубь, предотвращая злополучный перегрев.

Четвертый заход

После сразу идёт четвертый заход, из проруби в парилку. Интересно, что по ощущениям выбегая из горячей парилки на предыдущем заходе, возвращение после проруби осуществляется в свежее прохладное помещение. По первой можно просто полежать наслаждаясь сопутствующими интенсивной конденсации по охлажденной поверхности тела ощущениями. Из-за увеличения интенсивности конденсации пониженной температурой тела отмокание кожи происходит лучше.

А приятные ощущения прогрева при этом каковы…

Не стесняемся и продолжаем процедуры вениками, до описанных выше моментов (желания охладиться, заветный пароль «Ой!»…).

Второй раз в прорубь погружаемся более долговременно. Когда я был у Рамунаса на улице было около нуля градусов, и после проруби на улице хотелось побыть какое-то время в кайф.

Пятый заход

Находившись по улице возвращаемся в парилку для догревания охлажденного тела и считаем пятый заход.

Циклы, описанные с третьего по пятый заход можно повторять сколько угодно, а вернее сколько нужно каждому.

Рамунас ответил мне на вопрос о каком-либо определении необходимого количества для каждого, и я, осознав, полностью согласился с ним: люди паряться до того как есть «зуд» на коже, то есть грязь; после этого смысла париться (читай проводить очистительные процедуры над уже чистым телом) смысла нет. Со стороны чистоту так же можно проверить следующим образом: тащим прижатый к коже веник по поверхности. Если есть треск/скрип, то это место чисто и парить не нужно. А если не скрипит, – работаем по этому месту. После парения осуществлялось обливание прямо в парилке живой водой, после чего в расслабленном в зоне отдыха теле сознание уходило в глубокое созерцания чувств, в иллюзии чувственного катарсиса собственного тела. А после высыхания, от обливания живой водой, кожа становилась чистой и нежной, даже бархатной.

Шестой заход

На крайнем после парений отдыхе можно было бы и закончить процедуры, так как я был субъективно и объективно (выше описан метод с веником) чист. Но Рамунас решил показать ещё одну бонусную процедуру, не для очищения, но для ощущений. Итак, встречайте шестой заход – «мыльный масаж». Переводим баню в режим моечной, закрывая бак и каменку. Два куска мыла кидаются в тазик с тёплой водой и двумя вениками вода взбалтывается до образования пены, подобно ершику и стаканчику используемых при бритье. Технически осуществляется просто нанесение пены на тело, по упомянутому ранее принципу с ног до головы. А чувственно воспринимается как нечто теплое и нежное стекает на тело и растекается. После, как в инструкции по применению небось какого из множества препаратов, «смыть тёплой водой».

 

Разбор сопутствующих деталей

На этом банные процедуры закончились и, напившись чаю из самовара, я улегся спать в зоне отдыха. Кайф в том, что тепло везде, и оно долгоиграющее (кирпич очень долго отдает накопленное тепло ещё с дневной протопки). Спать было изумительно. На утро на термометре в зоне отдыха было 29 градусов цельсия, что меня вполне впечатлило. В парной было очень тепло, и вода в баке настоялась до приличной температуры, значительно превыщающей вечернюю. Не знаю как по факту, а по субъективному ощущению можно было бы и с утра поддать на камни (не проверял). То, что везде тепло сохраняется долго безусловно является мощным бонусом строения, дающего возможность переночевать «не отходя от кассы».

Ещё заострю внимание на освещении. Днем, осматривая натурно парную я подумал, что освещения как-то маловато, ведь тогда глаза привыкшие к светлой улице ещё не приспособились к полумраку парной. Но во время процедур света было даже много и в определенный момент Рамунас продемонстрировал отказоустойчивость бани по электроосвещению. Отключив освещение электрическими лампами, казавшимся при дневном свете недостаточным, в каждом помещении Рамунас зажег по одной-две небольших свечи-таблетки. Войдя в парную, при свечах, яркость огонька даже врезалась в привыкшие к освещенности глаза, так что пришлось даже прикрыть черезчур яркий источник освещения. Заявляю, освещение достаточное для комфортного пребывания (без напряжений в глазах). Так что вспомнил я тогда дневную ложную мысль о недостаточном освещении и додумал, что я может был и прав, но касательно, например, чтения книг, а для бани такое освещение — самое то!

Общие моменты которые я вынес:

И вот ещё, сегодня четвертый день после очищения, и я по прежнему ощущаю себя чистым. Сравнивая с душем, который, к слову, не очищает, – моешься каждый день.

Банное айкидо

Отдельно вынесу повествование о банном айкидо. В концепте минимизации напряжений, в том числе и физических, работа банщика переведением тела в те или иные положения без малейшего участия человека способствует непрерываемому напрягом созерцании собственных ощущений. Так например незаурядно Рамунас в мгновение перекручивает тело с живота на спину и наоборот, или переводит из состояния лежа на спине в сидячее положение, или опускания тела из положения лежа на животе на решетку пола. Тут вся суть в ощущениях: лежишь на животе расслабленный и «Оп!» ты уже стоишь на решетке пола без собственных напрягов мышц и без сильных напрягов банщика.

Завершение

Цель моего отзыва — показать людям, что вариант расклада Рамунаса не только «рабочий» но и хороший, а вернее правильный в контексте бань-парных. Если кто-нибудь захочет самостоятельно реализовать баню по раскладу Рамунаса, рекомендую посетить его пирамидку хотя бы для того, чтобы намотать себе на ус реалии выполняемых им банных процедур.

Для себя я решил, что баню буду строить по раскладу Рамунаса уже весной, я принял что для меня это то что мне нужно.

 

26 dec 2016, Maxim Zhukov